Выбрать страницу

Для журнала «Шпаргалка для родителей»

Многие мамы и папы стараются всюду сопровождать своих детей, звонят им по несколько раз в день только для того, чтобы узнать, дошел ли ребенок до дома, все ли с ним в порядке. Но защитить своего ребенка, находясь вдалеке от него, затруднительно. А чрезмерный контроль и опека могут сыграть дурную шутку: он может оказаться не готов принимать самостоятельные решения. Лучше помочь детям научиться самостоятельно оценивать меру безопасности.

Текст: Максим Беренов, автор и ведущий курса женской и детской самозащиты, преподаватель боевых искусств

 Безопасность начинается со знания

Как и при обучении правилам дорожного движения, важно не запугивать, а формировать уверенность в своих силах и способности самостоятельно справляться с острой ситуацией.

Большая часть банальностей, охотно переписываемых из книжки в книжку про ОБЖ, давно не работает. Я лично интервьюировал многих людей, прошедших через острые ситуации, офицеров МВД, ряд представителей преступного мира – и это показало ошибочность многих распространенных представлений о личной безопасности.

Где, по-вашему, безопаснее – на освещенной улице в центре или в темном парке на окраине города? Да, в темном парке нет свидетелей и не к кому обратиться за помощью.

Это может спровоцировать случайно забредшего туда ситуационного грабителя. Однако профессионал будет осуществлять поиск подходящего объекта на хорошо освещенных улицах или в теплом месте, куда люди с деньгами сами приходят, где эти деньги можно отследить. Кафе, магазин, общественный транспорт. А потом грабитель проводит жертву – например, до ее собственного подъезд, и войдет туда вместе. А если кругом очень много людей – нападение может быть совершено внаглую, в толпе. В толпе же и скроются. Допустим, споткнется и упадет прямо перед вами симпатичная девушка. Вы наклонитесь ей помочь. Полы вашей одежды разойдутся, и ей станет легко доступен внутренний карман. Да-да, тот самый, который вы считали наиболее защищенным. Или войдет в автобус подросток с пушистым хомячком на плече. И пока вы разглядываете и гладите зверька, второй парень обработает задний и боковой карманы.

Личная безопасность начинается со знания, как думает и действует настоящий преступник. Как выбирает жертву. Изменив свое поведение, и следуя ряду несложных правил, ваш ребенок сможет пресечь большинство преступных посягательств, а став жертвой – будет знать, как ему следует действовать.

 Как сделать, чтобы вас НЕ выбрали жертвой?

Да очень просто. Надо стать в глазах преступника непривлекательным и трудным для обработки объектом. Будьте бдительны и не создавайте подходящих ситуаций. Атаковать вас станет совсем неудобно. Но навык контроля окружающего пространства, оценки ситуации, выбора и воплощения в жизнь стратегии приходит лишь со временем и тренировками. Нарабатывать эти навыки, лучше всего в форме игры.

На своих занятиях я часто использую такой трюк: в начале занятия хвастаюсь своими гаджетами. А потом расспрашиваю детей, есть ли у них (их родителей и знакомых) подобные. Затем интересуюсь, где они хранятся, разрешают ли с ними ходить на занятия и т. п. После этого я объясняю детям, что разговор был провокацией и теперь, если бы я был вором или грабителем, мне бы осталось только пойти и изъять… Это подобно грому средь ясного неба. Желание хвастаться у детей отпадает сразу. Остается только научить их прерывать назойливые расспросы встречным вопросом: «А вы зачем спрашиваете? Ограбить хотите?» Это может показаться невежливым, но именно эта постановка вопроса позволяет надежно отвадить «криминальную разведку».

 План безопасности

Давайте попробуем нарисовать «План безопасности» по двору, где гуляет ребенок, или постоянному маршруту (дом-школа). Отмечаем розовыми линиями обычный маршрут, зеленым – места, где можно получить помощь, светло-зеленым – скопления людей, синим убежища и укрытия (синими стрелками можно прорисовать направление бегства к ним, при которых противник теряет вас ненадолго из виду), желтым – места, где можно найти оружие.  На рисунке желтым также помечен фильтр: узкий проход, где можно остановить группу противников, применив оружие. Красным отмечаем источники опасности.

Затем желательно многократно прогуляться по маршруту и его окрестностям с целью уточнения карты. Для упрощения игры можно в один день обращать внимание только на места скопления людей, в другой – на подручное оружие. Кто насчитает больше — получит приз. Затем постепенно усложнять, вводя поиск сразу по 2-3 категориям, а затем и по всем перечисленным. Указывать на обнаруженный объект, особенно если это источник опасности, надо тихо, не привлекая внимания.

Играя в эту игру со старшим сыном, на протяжении двух кварталов маршрута мы вдвоем обнаружили 4 потенциально опасных места, 8 мест, куда можно обратиться за помощью, 40 единиц подручного оружия (палок и камней).

Следующим заданием будет выработка нового маршрута, который проходил бы как можно дальше от источников опасности и как можно ближе к ресурсам. Но на самом деле цель этой игры – научить ребенка отслеживать происходящее в окружающем пространстве и своевременно реагировать.

Проиграйте с ним действия в случае опасности. При нападении грабителей задача – бежать в ближайшее место, где можно получит помощь. Если такого места нет, — туда, где можно спрятаться. И только лишь в крайнем случае – к подручному оружию.

А еще нужно поговорить с ребенком о мошеннических трюках, об умении говорить «нет», выстраивать отношения в коллективе, правильно вести себя с животными и правильно разговаривать с незнакомцами.

Желаю, чтобы вашего ребенка беды обошли стороной. И чтобы, если неприятности все же случатся, он был бы готов к ним. Имея соответствующие знания и навыки – он справится!

Многие мамы и папы стараются всюду сопровождать своих детей, звонят им по несколько раз в день только для того, чтобы узнать, дошел ли ребенок до дома, все ли с ним в порядке. Но защитить своего ребенка, находясь вдалеке от него, затруднительно. А чрезмерный контроль и опека могут сыграть дурную шутку: он может оказаться не готов принимать самостоятельные решения. Лучше помочь детям научиться самостоятельно оценивать меру безопасности.